Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Business FM Самара, 25 ноября 2014 г.

Автодевальвация

Резкая девальвация рубля может стать главной проблемой автострахования в России. Затраты на запчасти составляют в среднем 70% в стоимости восстановительного ремонта. И причем они в основном импортного производства.  [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Медицинская газета, 26 июня 1996 г.

Страховой полис, статистика и социология
916 просмотров

(Окончание. Начало статьи см. в номере от 15 июня 1996 года).

2. Соблюдение принципов ведения

Обсуждение проблемы соблюдения принципов ведения страхового полиса хотелось бы начать с простоты его оформления. Не отрицая важности внесения различных позиций (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, социальное положение, место проживания, свидетельство о рождении, паспортные данные, данные органа, выдавшего полис, и т.д.), следовало бы подумать о налаживании маркировки (штрихкоды и т.д.) и выдачи его в автоматическом режиме. При массовой выдаче полисов такой способ был бы самым экономичным и быстрым. К настоящему времени отсутствует единый принцип формирования требований к полису, что влечет за собой ряд неудобств, делает его дорогостоящим и неинформативным. Сравнительному анализу можно подвергнуть работающие полисы столицы России и Московской области. Во-первых, принцип маркировки столичных граждан крайне затруднен. Введены полисы временного и постоянного действия, что совершенно противоречит «Инструкции по ведению страхового медицинского полиса» и вводит элемент дискриминации.

В Москве полисы ОМС введены с ограничениями по длительности их функционирования — датированы 1994 годом, что практически лишает граждан помощи на других территориях России, несмотря на соответствующие постановления правительства Москвы о продлении их действия соответственно на 1995 и 1996 годы, вплоть до введения единого медицинского полиса ОМС общероссийского образца. Создание внутри полисов постоянного и временного действия различных групповых различий (детский, иностранец, полис пенсионера и т.д.) вводит дополнительные совершенно ненужные трудности их формализованного учета. А это, естественно, привлекает аппарат служащих и делает более дорогой и без того достаточно затратную систему содержания, учета, ведения и выдачи полисов ОМС, это во-первых. Во-вторых, выдача его осуществляется с учетом различных форм учета движения и журналов, что приводит к дополнительной трате средств и подтверждается одним из математических законов Паркинсона: «Каждая структурная единица плодит работу под себя».

Одной из важнейших функций, возлагаемых на страховой полис ОМС, является функция взаиморасчетов. А тут все важно: кто осуществляет оплату 3,6 проц. за каждого конкретного гражданина, какая СМО оплачивает количественные и качественные показатели медицинской помощи, какой территориальный фонд ОМС будет осуществлять взаиморасчеты за оказанную медицинскую помощь гражданину и т.д. В целях рационального ведения полиса ОМС целесообразно формировать следующие функции полиса ОМС:
- осуществление персонификации застрахованного;
- мониторинг здоровья застрахованного и охрана его прав в области оказания медицинской помощи; сопровождение финансовых средств за оказанную медицинскую помощь на всей территории России;
- обеспечение равнодоступности медицинской помощи на территории России;
- получение оценки уровня и качества оказанной медицинской помощи.
Исходя из этого, полис ОМС должен обладать определенными характеристиками.

Характеристики полиса, которыми он должен обладать

1) Долговечностью и надежностью.
2) Удобством пользования.
3) Формированием базы данных.
4) Защитой от подделок.
5) Идентификацией гражданина по определенным признакам.

Для решения этих задач полис ОМС должен быть носителем следующей информации:
а) фамилия, имя, отчество застрахованного;
б) номер застрахованного, сформированный из ряда комбинированных показателей (присущий только данному гражданину и восстанавливаемый в оригинале);
в) отметка о ТФОМС с учетом кода территории;
г) указание о СМО с учетом регистра России, территориального фонда ОМС (ТФОМС);
д) данные о страхователе и его реквизиты с отметкой о месте работы, учебы и т.д.;
е) срок действия полиса ОМС;
ж) постоянное пребывание по месту жительства с указанием о регистрации в органах внутренних дел, домашнего и рабочего телефона;
з) данные о регистрации по месту пребывания или постоянного места жительства;
и) дата рождения;
к) пол;
л) данные свидетельства о рождении и паспорта (в т.ч. для детей паспортные данные родителей);
м) данные о социальном положении гражданина с учетом получения пенсионного удостоверения;
н) основной диагноз и некоторые сопутствующие.

В настоящее время рассматривается вопрос о возможности создания универсального полиса — носителя современных видов социальной помощи, который может включать дополнительные сведения.

Эти информативные признаки могут быть зафиксированы на различных носителях, в зависимости от этапа полноты и достоверности данных полисов, финансовых возможностей социальных институтов и в том числе фондов ОМС.

Учет информативных признаков соответствует развитию социальных показателей, системе финансового контроля и взаиморасчетов.

Выдача полисов ОМС должна осуществляться в рамках государственной программы и организовываться исполнительной дирекцией территориальных фондов. Причем выдача может быть организована непосредственно через СМО, лечебно-профилактические учреждения при взаимодействии со страхователями и административными органами управления здравоохранения или же иным рациональным методом. При этом детям следует оформлять полисы ОМС по их свидетельству о рождении и паспорту матери (за некоторым исключением, по паспорту отца) в целях предупреждения выдачи дублированных полисов.

Таким образом, полис ОМС становится важным связующим звеном между принципами защиты граждан в области оказания им медицинской помощи и принципами статистического учета медицинских показателей и бухгалтерского учета. Тем самым осуществляется важнейший принцип отчетности за оказанные уровень и качество помощи гражданину перед налогоплательщиком.

3. Организация медицинского обслуживания граждан с учетом нормативных требований РФ

Существующие нормативные акты Российской Федерации предусматривают организацию оказания медицинской помощи на таком уровне и с учетом таких позиций, которые бы позволяли удовлетворить потребности налогоплательщика по критериям оказанного уровня и качества медицинских услуг в рамках территориальной программы ОМС. И тут следует рассматривать две стороны этого процесса. С одной стороны, возможность территориальной программы по оказанию медицинской помощи, соответствующей базовой программе ОМС, определенной приказом МЗиМП РФ от 21.06.93 № 146 «Об утверждении перечня видов медицинской помощи, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в базовую программу ОМС различных контингентов населения РФ на 1993 г.» (в дальнейшем по тексту — базовая программа ОМС). С другой — действенное обеспечение обязательного уровня и качества медицинской помощи по полису ОМС в различных регионах РФ. При этом следует отметить, что первая сторона решаемого вопроса, а именно территориальная программа ОМС, не всегда соответствует требованиям базовой программы, как это предусмотрено приказом МЗиМП РФ от 21.06.93 № 146. К примеру, уровень медицинской помощи, оказываемой в Дальневосточном регионе или Нижегородской области, значительно уступает высокому уровню Центрального региона РФ (Москва) в силу мощного развития профильной помощи в этом регионе в ранее сложившихся условиях.

Во-вторых, ряд регионов просто недальновидно относится к системе ОМС. К примеру, та же Нижегородская область просто умышленно лишает своих граждан получения медицинской помощи на территории РФ, осуществляя трату денежных средств на различные социальные нужды. Граждане Нижегородского региона России лишены этих прав на территории РФ за счет совершенно неконституционных действий нижегородского губернатора. Кроме того, граждане этой области ущемлены в правах и не могут претендовать на получение этой помощи в других регионах России, так как система взаиморасчетов не осуществляется из-за отсутствия территориального фонда ОМС и не выделяются средства на эти цели. Такой подход руководства Нижегородской области заведомо лишает возможности гражданина этого региона на получение медицинской помощи и предполагает оказание этих услуг за счет налогоплательщиков других регионов, что в принципе не допустимо.

Средства же этих граждан тратятся по усмотрению чиновников на возможно важные, но не на медицинские нужды области, тем самым нарушая права граждан этого региона. Не лучшим образом обстоит дело и в Воронежской области, где было застраховано только работающее население, что привело к дискриминации и разделению его на более «нужные» категории (работающее население) и второстепенные категории (пенсионеры, студенты, учащиеся, дети).

Естественно, что такой подход в системе здравоохранения, без учета защиты интересов всех граждан, вряд ли будет поддержан широкими слоями населения. А именно эти категории чаще посещают ЛПУ и находятся на стационарном лечении.

Тут же следует отметить, что право получения медицинской помощи иногородними и иностранными гражданами достаточно затруднено и ограничено, хотя и провозглашено законом равным. Этим трудности обусловлены решением местных органов власти регионов, которые создают определенные барьеры гражданам, попадающим из других территорий Федерации. К примеру, Москва как многомиллионный мегаполис старается защитить свой регион от миграционного посещения граждан, превышающего ее возможности, и в том числе в медицинской помощи. Во многих городах оказание медицинской помощи даже по полисам ОМС встречает различные препятствия и отказы.

4. Статистические показатели

Медицинская статистика является общественной наукой, изучающей количественные закономерности массовых общественных явлений в неразрывной связи их с качественным содержанием здоровья населения РФ. Родоначальник статистики, и в том числе медицинской, экономист, врач, анатом У.Петти утверждал, что качественная оценка здоровья общества и оказанной медицинской помощи возможна лишь с развитием медицинской статистики. Статистика здравоохранения длительное время не учитывала затратной экономики. Экономика, или как ее величали, политическая арифметика, в области здравоохранения носила роль статистической сводки. Развитие и усиление роли медицинской статистики предопределилось развитием ОМС. Бухгалтерский учет медицинской помощи, выраженный в стоимостных показателях, затронул важнейшие элементы классической статистики и потребовал сочетания и совместимости медицинской статистики и экономических показателей лечебного учреждения.

Развитие учетной информации медицинской статистики возможно при использовании специальных информативных входных форм, которые в настоящее время могут быть представлены статистическими талонами, ведомостями учета посещений в поликлинике, диспансере, консультации и на дому и другими формами, учитывающими показатели оказанной медицинской помощи.

Статистический талон амбулаторного пациента из простого фиксатора посещения гражданином ЛПУ и выставленного или уточненного диагноза превращается в носителя экономических и статистических показателей однородных признаков, присущих тем или иным социальным группам при определенных нозологиях. В итоге, простое внесение информативных признаков в базу данных программного продукта ОМС становится пустым и бесполезным делом и, в сущности, не меняет принципов учета, которые велись прежде методом ручной раскладки. Сущностью и явлением использования совмещенной медицинской статистики и экономических показателей оказанных медицинских услуг стало формирование системного качества, выражающего затратный механизм на медицинское обслуживание гражданина и оценку качества оказанной медицинской помощи.

Многие специалисты в области здравоохранения не подозревают о революционной сущности медицинской статистики в совокупности с бухгалтерским учетом в эпоху развития ОМС. А перспектива тут такова — общество впервые получает медико-статистические и экономические показатели затратного механизма в области здравоохранения, объективный фактор оценки здоровья нации и более точный инструмент прогноза развития здравоохранения в системе количественных и качественных показателей.

Не исключено, что форма статистического талона должна быть такой, которая бы частично исключала сведения, указываемые в амбулаторной карте. Понятно, что такой подход в сегодняшнем понимании может выражать не только живой интерес у специалистов, явно стремящихся к такому результату, но и явное сопротивление специалистов и органов, осуществляющих этот контроль. Вопрос об анамнезе, объективном статусе гражданина, эпикризе, катамнезе, лабораторных исследованиях и других объективных показателях вполне решаем и может быть обсужден в специальной статье, с учетом специальных позиций и вклейкой статистического талона в амбулаторную карту. Ведь только вдуматься: в существующих современных формах статистического талона на законченный случай поликлинического обслуживания указывается практически вся медицинская помощь, выполненная больному. По сути, там нет только анамнеза и объективного статуса (эпикриза) обследуемого гражданина, что создает определенные предпосылки ведения документа таким образом, чтобы не повторять эти же позиции в амбулаторной карте.

Следует отметить, что система ОМС приобретает классическую форму. При этом гражданин должен быть застрахован на случай получения обязательного уровня и качества медицинской помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения (для льготных категорий населения) и на случай возмещения временной нетрудоспособности.

Следовательно, решение многих проблем зависит от методологических решений принципов учета статистических признаков, проведения экспертной оценки количественных и качественных показателей. И наконец, самое главное, новая система учета должна предполагать развитие таких информативных признаков, которые бы позволяли через оценку уровня медицинского обслуживания, длительность временной нетрудоспособности и назначенные лекарственные средства провести экспертную оценку оказанной медицинской помощи и ее качественные характеристики, уже на уровне ЛПУ (что очень важно). Такой подход предполагает дальнейшее усовершенствование программы ОМС и развитие принципиально новых информативных основ.

5. Нормативные требования к системе учета в ЛПУ

Решение многих проблем должно осуществляться в рамках существующих нормативных требований. В них видится достаточно убедительная перспектива развития здравоохранения. Постановлением правительства РФ от 06.07.94 № 797 «Об утверждении Положения о МЗиМП РФ», объявленном приказом МЗиМП РФ от 29.07.94 № 160, предусмотрены как основные задачи функции и права МЗиМП РФ по организации работы по ведению статистики в здравоохранении, по осуществлению методического руководства порядком статистического и бухгалтерского учета и статистики, по контролю достоверности статистической информации. Особую значимость в этом плане приобретает достоверность медицинской статистики и бухгалтерского учета оказанной медицинской помощи. В этом плане регулятивным следует считать Закон РФ от 13.05.92 № 2762-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности», который, с учетом перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики, требует корректного учета всех показателей и соответствующей ответственности за ее достоверность.

Учитывая более достоверный учет статистических показателей и бухгалтерского учета оказанной медицинской помощи, система унифицированного учета позволяет перейти к сравнительному анализу выполненного уровня обследования и косвенных показателей качества медицинской помощи.

Экспертная оценка уровня и качества обследования граждан может осуществляться в автоматическом режиме и становится приоритетным направлением развития медицинской статистики и бухгалтерского учета. Она предполагает проведение аналитических исследований в условиях ЛПУ и оценку количественных показателей и косвенных качественных признаков медицинской помощи.

Основные понятия и термины медицинской статистики сформированы до 1988 года. Это прежде всего приказы МЗ СССР от 04.10.80 № 1030 «Об утверждении учетных форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», от 10.06.83 № 710 «Об улучшении учета в ЛПУ посещений к врачам и средним медицинским работникам, профилактических осмотров и контингентов больных, состоящих под диспансерным наблюдением», от 20.06.86 № 880 «Об упорядочении ведения статистической отчетности и ликвидации незаконной отчетности в учреждениях, предприятиях и организациях системы МЗ СССР», от 22.04.88 № 318 «Об отраслевой статистической отчетности учреждений, предприятий и организаций МЗ СССР» и т.д.

К настоящему времени многие положения, термины и понятия потеряли и продолжают терять свои смысловые нагрузки и должны быть пересмотрены в новых условиях деятельности медицинских специалистов. Важным критерием при решении данного вопроса будет служить «Общероссийский классификатор медицинских услуг», который должен являться перечнем производственных стандартов медицинских услуг оказываемой медицинской помощи гражданам. Приказы МЗ СССР от 10.06.83 № 710, от 20.06.86 № 880 и от 30.11.87 № 335 утверждали отраслевую статистическую отчетность учреждений, предприятий и организаций до периода введения ОМС в стране, и их положения к настоящему времени претерпели изменения. В этом плане достаточно прогрессивной является «Инструкция о порядке учета посещений, медицинских услуг застрахованному контингенту в ЛПУ», утвержденная приказом МЗ РФ от 21.07.93 № 07-16/1-16.

В результате произошедших изменений с момента введения ОМС система терминов и понятий и их смысловая нагрузка безусловно должны быть пересмотрены с учетом развития страхового дела в России на новом этапе. К примеру, такие понятия, как посещение больного на дому, амбулаторный прием, консилиум, должны в настоящее время трактоваться как форма общения врача с гражданином. Надуманное «активное» посещение больного на дому как показатель работы врача не имеет права на существование в такой интерпретации. Если больной нуждается в посещении, то о каком активе в системе медицинской помощи может идти речь и т.д. А система оказания медицинской помощи должна соответствовать «Общероссийскому классификатору медицинских услуг» с учетом выполняемой технологии и квалификации специалистами (т.е. с учетом толкователя Классификатора медицинских услуг) и отвечать законам РФ от 10.06.93 № 5152-1 «О стандартизации» и от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».

В этом плане с развитием унифицированной системы учета медицинской статистики, экономических показателей (бухгалтерского учета), выполненной медицинской помощи (медицинских услуг) целесообразно применение такой статистической формы талона, которая бы обеспечивала освобождение врача от всех существующих форм, за исключением амбулаторной карты. Поэтому предполагаемая форма с учетом исключения ежедневного заполнения талона на каждого гражданина должна быть формой законченного случая (пролеченного гражданина) поликлинического обслуживания («Талон амбулаторного пациента» на законченный случай поликлинического обслуживания). Такой подход позволит вместо заполнения талона на случай обращения, на случай выставления предварительного диагноза и его уточнения в процессе лечения и т.д. осуществлять заполнение талона только при первичном посещении с последующим внесением оказанной медицинской помощи (медицинских услуг) при каждом посещении.

В настоящее время недостаток участковых врачей приводит к значительной нагрузке на участкового врача, достигающей в отдельных случаях до 40 и более приемов в день. При такой нагрузке участкового врача-терапевта, безусловно, заполнение 45 позиций вместо 45 талонов — явление более разумное и рациональное и существенно экономит профессиональное время, уделяемое гражданину на соответствующем приеме.

Существующая форма записей в амбулаторной карте фактически повторяет те позиции, которые получили отражение в талоне или в поступающих из лаборатории и других служб исследованиях. Старые подходы экспертизы предполагают находить их повторяемость в талоне и в амбулаторной карте. Думается, что пришла пора подойти к оценке целесообразности такой повторяемости тавтологического характера, детально обсудить эти позиции, при возможности упразднить ее, а выигранное время, затрачиваемое в настоящее время на дубляж записей, направить на более эффективный осмотр больного. Ведь недобросовестный врач всегда может не сделать, но записать якобы выполненный объем. Все эти позиции должны быть взвешены, обдуманы и, безусловно, могли бы быть введены в более разумные формы и содержание учетной и отчетной документации.

Талон амбулаторного пациента (карта выписавшегося из стационара) в ЛПУ, амбулаторная карта больного или история болезни должны стать основными формализованными документами, отражающими общение врача с гражданами в лечебном учреждении.

Можно утверждать, что настало время для пересмотра ряда учетных и отчетных форм ЛПУ, и в частности отчетных форм детской инвалидности, временной нетрудоспособности, сведений о деятельности ЛПУ, функционирующего в системе ОМС (форма М 52) и т.д. Реализация усовершенствования форм в практике здравоохранения предполагает более эффективный подход к оценке качества оказанной медицинской помощи и отчет лечебного учреждения о проделанной работе и израсходованных средствах налогоплательщика.

6. О развитии системы учета и формирования отчетности
в автоматическом режиме

Основным требованием для развития системы учета и формирования отчетности в автоматическом режиме является четкий учет и соответствие медицинских статистических показателей экономическим количественным признакам выполненной медицинской помощи с минимальным ошибочным коэффициентом. Такой подход предполагает формирование программного продукта, который бы обеспечивал достоверный учет всеми категориями пользователей информативных признаков медицинской и экономической статистики медицинской помощи и на их базе проводил бы в автоматическом режиме аналитические исследования уровня обследования больного, временной его нетрудоспособности и оказанной ему лекарственной помощи.

Совокупность этих признаков в конечном итоге должна давать количественную и качественную оценку оказанной медицинской помощи гражданину на уровне ЛПУ. При решении этих технических задач должны учитываться возможности программного продукта в антиципации (предвосхищении) ошибочных действий трех категорий-пользователей, формирующих в системном качестве «входная учетная форма — программный продукт — выходная отчетная форма» качественную оценку деятельности ЛПУ. Так как входной формой, как правило, является «Талон амбулаторного пациента» и информация туда заносится врачом и медсестрой, то они представляют собой первую категорию пользователей и являются носителями ошибочной информации первого уровня. Затем талон поступает врачу-статистику и может анализироваться врачом-экспертом, которые формируют второй уровень ошибочных действий. И наконец, третья категория пользователей — носитель ошибок двух предыдущих групп и своих собственных — это оператор, вводящий информацию в базу данных с определенными погрешностями. Все эти категории формируют ошибки ввода информации базы данных на трех описанных уровнях.

Создание программного продукта уже на этапе технического задания и эскизного проекта должно предусматривать эргономические мероприятия, направленные на предупреждение ввода недостоверной информации деятельности специалистов ЛПУ. Это обусловлено существующими жесткими экспертными оценками, которые опираются на сравнительный анализ соответствия записанных показателей в амбулаторной карте (истории болезни) с информативными признаками, заносящимися в «Талон амбулаторного пациента» (карты выбывшего из стационара) и, в конечном итоге, в базу данных ЛПУ. Так как существующие методы экспертной оценки, в первую очередь, учитывают удовлетворенность гражданина оказанной медицинской помощью (отсутствием жалоб претензий), а затем делают упор на исследование документирования оказанного уровня медицинской помощи, то, безусловно, роль программного продукта становится важным подтверждающим фактором количественных и качественных позиций оказанной медицинской помощи.

По всей вероятности, информативные ошибки, связанные с человеческим фактором, будут присутствовать и в дальнейшем, но их допустимые величины должны быть предельно малыми. Такой оптимальной величиной ошибочных действий явилась бы 0,01 проц. от общего числа введенных целостных учетных форм, что составляло бы порядка 10-20 ошибочных записей (талонов, рецептов) на 30-40 тысяч учетных форм, несущих 60-85 тысяч медицинских услуг, выполняемых ЛПУ, или принимаемых рецептов аптекой. Такой результат может быть достигнут при условии проведения профилактических мер и исправления ошибок в процессе предварительных аналитических исследований счетов-фактур и сводных показателей медицинской (фармакологической) статистики в течение отчетного финансового и календарного месяца ЛПУ. Проблема ошибочных действий является чрезвычайно важной как в свете экспертной оценки показателей деятельности ЛПУ (аптеки), так и в свете бухгалтерского учета и контроля.

Допустимые величины ошибочных действий, связанные с человеческим фактором, должны быть нормативно закреплены как реабилитационный документ, направленный на защиту интересов специалистов операторского профиля. Временными санитарными нормами правил для работников вычислительных центров, утвержденных МЗ СССР от 02.04.88 № 4559-88, предусматривается количество обрабатываемых символов (или знаков) на видеотерминале, достигающее 30 тысяч за 4 часа рабочего времени (без учета перерывов и подготовительных работ). Определенная нагрузка специалистов операторского профиля при введении информации в базу данных из утвержденных входных форм («Талон амбулаторного пациента», «Рецепт») должна обеспечивать введение до 400 «Талонов амбулаторного пациента» (на законченный случай поликлинического обслуживания и находящихся в нем информативных признаков по полису ОМС, диагнозу, диспансерному учету, поводу обращения, травме, временной нетрудоспособности, виду оказанной медицинской помощи, медицинским услугам и выписанных фармакологических средств и изделий медицинского назначения).

Или 800 рецептов в рабочую смену (на льготные категории населения с указанием серии, номера, даты выписки рецепта, процента оплаты фармакологического средства, ФИО гражданина, категории населения, возраста, когда диагноза по МКБ, серии и номера полиса ОМС, адреса или номера медицинской карты амбулаторного больного, ФИО врача, рецептуры, срока действия рецепта, категории населения и заболевания). Таким образом, должен существовать официальный критерий допустимых ошибок, который должен учитываться контрольными экспертными и финансовыми органами и иметь ранг нормативного акта (стандарта). Рассмотренный подход к формированию программного продукта специально затрагивает проблему ошибочных действий специалистов операторского профиля в свете человеческого фактора как важнейшего критерия оценки деятельности ЛПУ в условиях применения автоматизированной системы обработки совмещенных данных медицинской и экономической статистики.

7. Социологический аспект

Крупнейший английский экономист Д.Локк писал, что социологические исследования возможны лишь при достаточном развитии медицинской статистики и исследования качества жизни. Будучи талантливым исследователем в области концепции качества, он предполагал развитие такого уровня статистических исследований, которые бы обеспечивали качественные показатели социологических исследований. Существующая медицинская статистика несет в себе важнейшие информативные признаки качества жизни (уровень рождаемости, смертность, заболеваемость в различных возрастных группах, оценка здоровья и заболеваемости трудоспособного населения, уровень оказания медицинской помощи, травматизм в быту и при выполнении производственной деятельности и т.д.). Многие из этих вопросов рассматривались на Всероссийском Пироговском съезде врачей, и их реализация признана необходимой к активному осуществлению нынешним руководством МЗиМП РФ.

Анализ состояния здоровья населения, санитарно-эпидемиологического и экологического состояния регионов России тесно связан с социально-экономическим положением страны. Это единственная отрасль, которая может осуществить разработку взаимосвязи здоровья и географической среды, развивая систему медико-экологического мониторинга. Здоровье и система его охраны являются важнейшими компонентами социально-экономической системы страны, которые влияют на результаты деятельности всех отраслей экономики, определяют развитие социальной структуры общества, качество народонаселения и демографическую ситуацию. Следовательно, здравоохранение, в широком смысле этого слова, должно рассматриваться как социальный сектор экономики, и в этом плане здоровье нации является основой всего социально-экономического комплекса развития. Сегодняшний подход общественного развития опирается на порочный принцип изолированного изучения экономики социальной сферы и популяций. Это обусловлено историческими привычками развития нашего общества. Социальный статус здравоохранения в системе общественного развития постоянно снижается, а отрасль становится социально более консервативной.

Здравоохранение длительное время лишалось возможности осуществлять социальную функцию воздействия на экономические процессы в стране. Преобладание экономических тенденций характеризовалось постоянным нежеланием считаться со здоровьем нации, отсутствием экологической культуры и безопасными тенденциями. Критерий первичности экономики над всеми другими науками, в сущности, ошибочен. Первична генетика как основа формирования умственных и физических способностей нации. В этом плане соотнесение демографических данных и их использование в достижении качества жизни, с учетом образования, материального достатка, реализации своих потребностей, выражающиеся в способе производства, являются одним из важных критериев экономического развития общества, подтвержденных статистикой и в том числе медицинской. В существующих системах автоматического учета показателей деятельности ЛПУ, особенно при сочетанной форме, где учитывается совокупность медицинской статистики и экономических показателей, замечен явный рост заболеваемости. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточно точным учетом заболеваемости при «ручном» режиме подсчета, что ранее обуславливалось доминировавшим принципом политической целесообразности, регулятивными установками вышестоящих органов, и, с другой стороны, системой привычек (сокрытие истинного положения вещей в целях избежания наказаний).

Вместе с тем, нельзя пройти мимо такой важной категории, как оценка здоровья населения. Принцип, который работал в 70-80-е годы в системе диспансерно-профилактической службы (без учета периода всеобщей диспансеризации), фактически оказался полностью разрушенным. Государственной системой учета предусматривалась оценка состояния здоровья граждан по категориям — здоров, практически здоров, с заболеваниями — и использование этих категорий в различных областях социальной жизни, в том числе для службы в силовых структурах, для укрепления обороноспособности страны и т.д. К настоящему времени карты здоровья населения как таковой не существует. Изменившиеся социальные условия привели к уменьшению показателей обращаемости с уменьшением повторных приемов, нередкому отказу от лечения, что, несомненно, приведет к снижению качественных показателей здоровья нации. Эти факторы, в свою очередь, приводят к системе наращивания количественных показателей услуг в ЛПУ на каждого обратившегося гражданина. Социальные проблемы взаимоотношений врача и гражданина всегда лежали в сфере «интимных» решений. Законодательно они не предусматривались, морально опирались на Клятву Гиппократа. А в целом система отношений в обществе врача и гражданина оставалась без должной защиты прав и обязанностей обеих сторон.

Незащищенный врач законодательно, без определенного статуса и без критериев, определяющих его права и обязанности, стремится за свой вложенный труд получить определенное вознаграждение. В силу чего любая введенная система приобретает свойство преувеличивать вклад специалиста при выполнении им своих функциональных обязанностей. Закон РСФСР от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР» с учетом Закона РФ от 02.04.93 № 4741-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» утвердил введение ОМС как ключевую проблему реформирования здравоохранения. Он повлек за собой создание территориальных фондов ОМС в различных регионах Российской Федерации и организацию выдачи страхового полиса ОМС и направлен, в первую очередь, на формализацию защиты прав гражданина. Практическая реализация данного закона осуществлялась и осуществляется в сложнейших социально-экономических условиях (инфляция, дефицит денежных средств, спад производства, различного рода искажения). Введение закона в этот период оказалось не только полезным мероприятием, но и принесшим целый ряд положительных результатов, способствующих подготовке отрасли к переходу к рыночным отношениям.

Закон способствовал целому ряду перспективных начинаний: развитию качественной оценки медицинской помощи, формированию Классификатора медицинских услуг — перечня производственных стандартов, медико-экономических нормативов, оценке экономического эквивалента труда специалиста медицинской отрасли, сохранению профессиональных медицинских кадров в условиях формирования дифференцированной оплаты их труда, защите прав гражданина в новых условиях и т.д. Дальнейшее развитие и коррекция закона и других нормативных актов его в практической деятельности медицинской отрасли обуславливает реформирование здравоохранения через развитие ОМС, с учетом оценки обязательного уровня обследования гражданина, временной нетрудоспособности, выписанных фармакологических средств и изделий медицинского назначения.

А. ЛАСТОВЕЦКИЙ, кандидат медицинских наук.


  Вся пресса за 26 июня 1996 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Исследования, Обязательное медицинское страхование

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Текущая пресса

25 ноября 2024 г.

tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования

Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»

ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО

Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП

Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО

Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян


24 ноября 2024 г.

5 колесо, 24 ноября 2024 г.
В России упростят оформление ДТП по ОСАГО. Но не всех


23 ноября 2024 г.

Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий

МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года

РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев


22 ноября 2024 г.

Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование

Ура.Ru, Екатеринбург, 22 ноября 2024 г.
Тюменских таксистов начали наказывать за работу без разрешительных документов

SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO

ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО

Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы

Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями

РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»


  Остальные материалы за 22 ноября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт